Париж без рифм
Вознесенский Андрей, 1963
1 / 12
- Париж скребут. Париж парадят.
- Бьют пескоструйным аппаратом,
- Матрон эпохи рококо
- продраивает душ Шарко!
2 / 12
- И я изрек: «Как это нужно —
- содрать с предметов слой наружный,
- увидеть мир без оболочек,
- порочных схем и стен барочных!..»
3 / 12
- Я был пророчески смешон,
- но наш патрон, мадам Ланшон,
- сказала: «0-ля-ля, мой друг!..» И вдруг —
- город преобразился,
- стены исчезли, вернее, стали прозрачными,
- над улицами, как связки цветных шаров, висели комнаты,
- каждая освещалась по-разному,
- внутри, как виноградные косточки,
- горели фигуры и кровати,
- вещи сбросили панцири, обложки, оболочки,
- над столом
- коричнево изгибался чай, сохраняя форму чайника,
- и так же, сохраняя форму водопроводной трубы,
- по потолку бежала круглая серебряная вода,
4 / 12
- в соборе Парижской богомагери шла месса,
- как сквозь аквариум,
- просвечивали люстры и красные кардиналы,
- архитектура испарилась,
- и только круглый витраж розетки почему-то парил
- над площадью, как знак:
- «Проезд запрещен»,
- над Лувром из постаментов, как 16 матрасных пружин,
- дрожали каркасы статуй,
- пружины были во всем,
- все тикало,
- о Париж,
- мир паутинок, антенн и оголенных проволочек,
- как ты дрожишь,
- как тикаешь мотором гоночным,
- о сердце под лиловой пленочкой,
- Париж
- (на месте грудного кармашка, вертикальная, как рыбка,
- плыла бритва фирмы «Жиллет»)!
- Париж, как ты раним, Париж,
- под скорлупою ироничности,
- под откровенностью, граничащей
- с незащищенностью,
- Париж,
5 / 12
- в Париже вы одни всегда,
- хоть никогда не в одиночестве.
- и в смехе грусть,
- как в вишне косточка,
- Париж — горящая вода,
- Париж,
- как ты наоборотен,
- как бел твой Булонский лес,
- он юн, как купальщицы,
- бежали розовые собаки,
- они смущенно обнюхивались,
- они могли перелиться одна в другую,
- как шарики ртути,
- и некто, голый, как змея,
- промолвил: «чернобурка я»,
6 / 12
- шли люди,
- на месте отвинченных черепов,
- как птицы в проволочных
- клетках,
- свистали мысли,
7 / 12
- монахиню смущали мохнатые мужские видения,
- президент мужского клуба страшился разоблачений
- (его тайная связь с женой раскрыта,
- он опозорен),
- над полисменом ножки реяли,
- как нимб, в серебряной тарелке
- плыл шницель над певцом мансард,
- в башке ОАСа оголтелой
- Дымился Сартр на сковородке,
- а Сартр,
- наш милый Сартр,
- вдумчив, как кузнечик кроткий,
- жевал травиночку коктейля,
- всех этих таинств
- мудрый дух,
- в соломинку,
- как стеклодув,
- он выдул эти фонари,
- весь полый город изнутри,
- и ратуши и бюшери,
- как радужные пузыри!
8 / 12
- Я тормошу его:
- «Мой Сартр,
- мой сад, от зим не застекленный,
- зачем с такой незащищенностью
- шары мгновенные
- летят?
9 / 12
- Как страшно все обнажено,
- на волоске от ссадин страшных,
- их даже воздух жжет, как рашпиль,
- мой Сартр!
- Вдруг все обречено?!.»
10 / 12
- Молчит кузнечик на листке
- с безумной мукой на лице.
- Било три...
- Мы с Ольгой сидели в «Обалделой лошади»,
- в зубах джазиста изгибался звук в форме саксофона,
- женщина усмехнулась,
- »Стриптиз так стриптиз»,—
- сказала женщина,
- и она стала сдирать с себя не платье, нет,—
- кожу!—
- как снимают чулки или трикотажные
- тренировочные костюмы
11 / 12
- — о! о!—
- последнее, что я помню, это белки,
- бесстрастно-белые, как изоляторы,
- на страшном,
- орущем, огненном лице.
12 / 12
- »...Мой друг, растает ваш гляссе...»
- Париж. Друзья. Сомкнулись стены.
- А за окном летят в веках
- мотоциклисты
- в белых шлемах,
- как дьяволы в ночных горшках.