Подсвечник
Бродский Иосиф, 1968
1 / 5
- Сатир, покинув бронзовый ручей,
- сжимает канделябр на шесть свечей,
- как вещь, принадлежащую ему.
- Но, как сурово утверждает опись,
- он сам принадлежит ему. Увы,
- все виды обладанья таковы.
- Сатир - не исключенье. Посему
- в его мошонке зеленеет окись.
2 / 5
- Фантазия подчеркивает явь.
- А было так: он перебрался вплавь
- через поток, в чьем зеркале давно
- шестью ветвями дерево шумело.
- Он обнял ствол. Но ствол принадлежал
- земле. А за спиной уничтожал
- следы поток. Просвечивало дно.
- И где-то щебетала Филомела.
3 / 5
- Еще один продлись все это миг,
- сатир бы одиночество постиг,
- ручьям свою ненужность и земле;
- но в то мгновенье мысль его ослабла.
- Стемнело. Но из каждого угла
- "Не умер" повторяли зеркала.
- Подсвечник воцарился на столе,
- пленяя завершенностью ансамбля.
4 / 5
- Нас ждет не смерть, а новая среда.
- От фотографий бронзовых вреда
- сатиру нет. Шагнув за Рубикон,
- он затвердел от пейс до гениталий.
- Наверно, тем искусство и берет,
- что только уточняет, а не врет,
- поскольку основной его закон,
- бесспорно, независимость деталей.
5 / 5
- Зажжем же свечи. Полно говорить,
- что нужно чей-то сумрак озарить.
- Никто из нас другим не властелин,
- хотя поползновения зловещи.
- Не мне тебя, красавица, обнять.
- И не тебе в слезах меня пенять;
- поскольку заливает стеарин
- не мысли о вещах, но сами вещи.