Точка зрения
Смеляков Ярослав, 1932
1 / 21
- Вечерело. Пахло огурцами.
- Светлый пар до неба подымался,
- как дымок от новой папиросы,
- как твои забытые глаза.
2 / 21
- И, обрызганный огнем заката,
- пожилой и вежливый художник,
- вдохновляясь, путаясь, немея,
- на холсте закат изображал.
3 / 21
- Он хватал зеленое пространство
- и вооруженною рукою
- укрощал. И заставлял спокойно
- умирать на плоскости холста.
4 / 21
- (Ты ловила бабочек. В коробке
- их пронзали тонкие булавки.
- Бабочки дрожали.
- Им хотелось
- так же, как закату,
- улететь.)
5 / 21
- Но художник понимал, как надо
- обращаться с хаосом природы.
- И, уменьшенный в своих масштабах,
- шел закат по плоскости холста.
6 / 21
- Только птицы на холсте висели,
- потеряв инерцию движенья.
- Только запах масла и бензина
- заменял все запахи земли.
7 / 21
- И бродил по первому пейзажу
- (а художник ничего не видел),
- палочкой ореховой играя,
- молодой веселый человек.
8 / 21
- После дня работы в нефтелавке
- и тяжелой хватки керосина
- он ходил и освещался солнцем,
- сам не понимая для чего.
- Он любил и понимал работу.
9 / 21
- (По утрам, спецовку надевая,
- мы летим.
- И, будто на свиданье,
- нам немножко страшно опоздать.)
10 / 21
- И за это теплое уменье
- он четыре раза премирован,
- и фамилия его простая
- на Доске почета.
11 / 21
- И весной
- он бродил по свежему пейзажу,
- палочкой ореховой играя,
- и увидел, как седой художник
- в запахах весны не понимал.
12 / 21
- И тогда хозяйскою походкой
- он вмешался в тонкое общенье
- старых кадров с новою природой
- и сказал прекрасные слова:
- "Гражданин!
- Я вовсе не согласен
- с вашим толкованием пейзажа.
- Я работаю. И я обязан
- против этого протестовать.
13 / 21
- Вы увидели зеленый кустик,
- вы увидели кусок водички,
- кувырканье птичек на просторе,
- голубой летающий дымок...
14 / 21
- И, седые брови опустивши,
- вы не увидали человека,
- вы забыли о перспективе
- и о том, что новая страна
- изменяет тихие пейзажи,
- заседает в комнатах Госплана,
- осушает чахлые болота
- и готовит к севу семена.
- Если посмотреть вперед, то видно,
- как проходит здесь мелиоратор,
- как ночами люди вырубают
- дерево и как корчуют пни.
15 / 21
- Если посмотреть вперед, то видно,
- как по насыпи проходит поезд,
- раздувая легкие.
- И песни
- молодые грузчики поют.
16 / 21
- Если посмотреть вперед, то видно,
- как мучительно меняет шкуру,
- как становится необходимым
- вышеупомянутый пейзаж.
17 / 21
- Через два или четыре года
- вы увидите всё это сами,
- и картина ваша запылится
- и завянет на чужой стене.
18 / 21
- От стакана чая оторвавшись,
- вовсе безразличными глазами
- на нее посмотрит безразлично
- пожилой случайный человек.
19 / 21
- Что она ему сказать сумеет
- про года, про весны пятилетки,
- про необычайную работу,
- про мою веселую страну?"
20 / 21
- И стоял покинутый художник,
- ничего почти не понимая.
- И закат, уменьшенный в размерах,
- проходил по линии холста.
21 / 21
- Я хочу, чтобы в моей работе
- сочеталась бы горячка парня
- с мастерством художника, который
- все-таки умеет рисовать.