Эпистола II (о стихотворстве)
Сумароков Александр, 1747
2 / 2
- О вы, которые стремитесь на Парнас,
- Нестройного гудка имея грубый глас,
- Престаньте воспевать! Песнь ваша не прелестна,
- Когда музы́ка вам прямая неизвестна.
- Но в нашем ли одном народе только врут,
- Когда искусства нет или рассудок худ?
- Прадон и Шапелен не тамо ли писали,
- Где в их же времена стихи свои слагали
- Корнелий и Расин, Депро и Молиер,
- Делафонтен и где им следует Вольтер.
- Нельзя, чтоб тот себя письмом своим прославил,
- Кто грамматических не знает свойств, ни правил
- И, правильно письма не смысля сочинить,
- Захочет вдруг творцом и стихотворцем быть.
- Он только лишь слова на рифму прибирает,
- Но соплетенный вздор стихами называет.
- И что он соплетет нескладно без труда,
- Передо всеми то читает без стыда.
- Преславного Депро прекрасная сатира
- Подвигла в Севере разумна Кантемира
- Последовать ему и страсти охуждать;
- Он знал, как о страстях разумно рассуждать,
- Пермесских голос нимф был ввек его утеха,
- Стремился на Парнас, но не было успеха.
- Хоть упражнялся в том, доколе был он жив,
- Однако был Пегас всегда под ним ленив.
- Разумный Феофан, которого природа
- Произвела красой словенского народа,
- Что в красноречии касалось до него,
- Достойного в стихах не создал ничего.
- Стихи слагать не так легко, как многим мнится.
- Незнающий одной и рифмой утомится.
- Не должно, чтоб она в плен нашу мысль брала,
- Но чтобы нашею невольницей была.
- Не надобно за ней без памяти гоняться:
- Она должна сама нам в разуме встречаться
- И, кстати приходив, ложиться, где велят.
- Невольные стихи чтеца не веселят.
- А оное не плод единыя охоты,
- Но прилежания и тяжкия работы.
- Однако тщетно всё, когда искусства нет,
- Хотя творец, трудясь, струями пот прольет,
- А паче если кто на Геликон дерзает
- Противу сил своих и грамоте не знает.
- Он мнит, что он, слепив стишок, себя вознес
- Предивной хитростью до самых до небес.
- Тот, кто не гуливал плодов приятных садом,
- За вишни клюкву ест, рябину виноградом
- И, вкус имея груб, бездельные труды
- Пред общество кладет за сладкие плоды.
- Взойдем на Геликон, взойдем, увидим тамо
- Творцов, которые достойны славы прямо.
- Там царствует Гомер, там Сафо, Феокрит,
- Ешилл, Анакреон, Софокл и Еврипид.
- Менандр, Аристофан и Пиндар восхищенный,
- Овидий сладостный, Виргилий несравненный,
- Терентий, Персий, Плавт, Гораций, Ювенал,
- Лукреций и Лукан, Тибулл, Проперций, Галл,
- Мальгерб, Руссо, Кино, французов хор реченный,
- Мильтон и Шекеспир, хотя непросвещенный,
- Там Тасс и Ариост, там Кáмоенс и Лоп,
- Там Фондель, Гинтер там, там остроумный Поп.
- Последуем таким писателям великим.
- А ты, несмысленный, вспеваешь гласом диким.
- Всё то, что дерзостно невежа сочинит,
- Труды его ему преобращает в стыд.
- Без пользы на Парнас слагатель смелый всходит,
- Коль Аполлон его на верх горы не взводит.
- Когда искусства нет иль ты не тем рожден,
- Нестроен будет глас, и слог твой принужден.
- А если естество тебя тем одарило,
- Старайся, чтоб сей дар искусство украси́ло.
- Знай в стихотворстве ты различие родов
- И, что начнешь, ищи к тому приличных слов,
- Не раздражая муз худым своим успехом:
- Слезами Талию, а Мельпомену смехом.
- Пастушка за сребро и злато на лугах
- Имеет весь убор в единых лишь травах.
- Луг камней дорогих и перл ей не являет,—
- Она главу и грудь цветами украшает.
- Подобно каковой всегда на ней наряд,
- Таков быть должен весь в стихах пастушьих склад.
- В них гордые слова, сложения высоки
- В лугах подымут вихрь и возмутят потоки.
- Оставь свой пышный глас в идиллиях своих
- И в паствах не глуши трубой свирелок их.
- Пан скроется в леса от звучной сей погоды,
- И нимфы у поток уйдут от страха в воды.
- Любовну ль пишешь речь или пастуший спор,
- Чтоб не был ни учтив, ни груб их разговор,
- Чтоб не был твой пастух крестьянину примером
- И не был бы, опять, придворным кавалером.
- Вспевай в идиллии мне ясны небеса,
- Зеленые луга, кустарники, леса,
- Биющие ключи, источники и рощи,
- Весну, приятный день и тихость темной нощи;
- Дай чувствовати мне пастушью простоту
- И позабыть, стихи читая, суету.
- Плачевной музы глас быстряе проницает,
- Когда она в любви власы свои терзает,
- Но весь ея восторг свой нежный склад красит
- Единым только тем, что сердце говорит:
- Любовник в сих стихах стенанье возвещает,
- Когда аврорин всход с любезной быть мешает,
- Или он, воздохнув, часы свои клянет,
- В которые в глазах его Ирисы нет,
- Или жестокости Филисы вспоминает,
- Или своей драгой свой пламень открывает,
- Иль, с нею разлучась, представив те красы,
- Со вздохами твердит прешедшие часы.
- Но хладен будет стих и весь твой плач — притворство,
- Когда то говорит едино стихотворство;
- Но жалок будет склад, оставь и не трудись:
- Коль хочешь то писать, так прежде ты влюбись!
- Гремящий в оде звук, как вихорь, слух пронзает,
- Хребет Рифейских гор далеко превышает,
- В ней молния делит наполы горизонт,
- То верх высоких гор скрывает бурный понт,
- Эдип гаданьем град от Сфинкса избавляет,
- И сильный Геркулес злу Гидру низлагает,
- Скамандрины брега богов зовут на брань,
- Великий Александр кладет на персов дань,
- Великий Петр свой гром с брегов Балтийских мещет,
- Российский меч во всех концах вселенной блещет.
- Творец таких стихов вскидает всюду взгляд,
- Взлетает к небесам, свергается во ад,
- И, мчася в быстроте во все края вселенны,
- Врата и путь везде имеет отворенны.
- Что в стихотворстве есть, всем лучшим стих крася
- И глас эпический до неба вознося,
- Летай во облаках, как в быстром море судно,
- Но, возвращаясь вниз, спускайся лишь рассудно,
- Пекись, чтоб не смешать по правам лирным дум;
- В эпическом стихе порядочен есть шум.
- Глас лирный так, как вихрь, порывами терзает,
- А глас эпический недерзостно взбегает,
- Колеблется не вдруг и ломит так, как ветр,
- Бунтующ многи дни, восшед из земных недр.
- Сей стих есть полн претворств, в нем добродетель смело
- Преходит в божество, приемлет дух и тело.
- Минерва — мудрость в нем, Диана — чистота,
- Любовь — то Купидон, Венера — красота.
- Где гром и молния, там ярость возвещает
- Разгневанный Зевес и землю устрашает.
- Когда встает в морях волнение и рев,
- Не ветер то шумит,— Нептун являет гнев.
- И эхо есть не звук, что гласы повторяет,—
- То нимфа во слезах Нарцисса вспоминает.
- Эней перенесен на африканский брег,
- В страну, в которую имели ветры бег,
- Не приключением, но гневная Юнона
- Стремится погубить остаток Илиона.
- Эол в угодность ей Средьземный понт терзал
- И грозные валы до облак воздымал.
- Он мстил Парисов суд за выигрыш Венеры
- И ветрам растворил глубокие пещеры.
- Посем рассмотрим мы свойство и силу драм,
- Как должен представлять творец пороки нам
- И как должна цвести святая добродетель:
- Посадский, дворянин, маркиз, граф, князь, владетель
- Восходят на театр; творец находит путь
- Смотрителей своих чрез действо ум тронуть.
- Когда захочешь слез, введи меня ты в жалость;
- Для смеху предо мной представь мирскую шалость.
- Не представляй двух действ к смешению мне дум;
- Смотритель к одному свой устремляет ум.
- Ругается, смотря, единого он страстью
- И беспокойствует единого напастью:
- Афины и Париж, зря красну царску дщерь,
- Котору умерщвлял отец, как лютый зверь,
- В стенании своем единогласны были
- И только лишь о ней потоки слезны лили.
- Не тщись глаза и слух различием прельстить
- И бытие трех лет мне в три часа вместить:
- Старайся мне в игре часы часами мерить,
- Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,
- Что будто не игра то действие твое,
- Но самое тогда случившесь бытие.
- И не бренчи в стихах пустыми мне словами,
- Скажи мне только то, что скажут страсти сами.
- Не сделай трудности и местом мне своим,
- Чтоб мне, театр твой, зря, имеючи за Рим,
- Не полететь в Москву, а из Москвы к Пекину:
- Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину.
- Явлениями множь желание, творец,
- Познать, как действию положишь ты конец.
- Трагедия нам плач и горесть представляет,
- Как люто, например, Венерин гнев терзает.
- В прекрасной описи, в Расиновых стихах,
- Трезенский князь забыл о рыцарских играх,
- Воспламенение почувствовавши крови
- И вечно быть престав противником Любови,
- Пред Арисиею, стыдяся, говорит,
- Что он уже не стал сей гордый Ипполит,
- Который иногда стрелам любви ругался
- И сим презрением дел нежных величался.
- Страшатся греки, чтоб сын Андромахин им
- По возрасте своем не стал отцом своим.
- Трепещут имени Гекторова народы,
- Которые он гнал от стен Троянских в воды,
- Как он с победою по трупам их бежал
- И в корабли их огнь из рук своих метал.
- Страшася, плод его стремятся погубити
- И в отрасли весь корнь Приамов истребити;
- Пирр хочет спасть его (защита немала!),
- Но чтоб сия вдова женой ему была.
- Она в смятении, низверженна в две страсти,
- Не знает, что сказать при выборе напасти.
- Богинин сын против всех греков восстает
- И Клитемнестрин плод под свой покров берет.
- Нерон прекрасную Июнью похищает,
- Возлюбленный ея от яда умирает;
- Она, чтоб жизнь ему на жертву принести,
- Девичество свое до гроба соблюсти,
- Под защищение статуи прибегает
- И образ Августов слезами омывает,
- И, после таковых свирепых ей судьбин,
- Лишася брачных дум, вестальский емлет чин.
- Мониме за любовь приносится отрава.
- «Аталья» Франции и Мельпомене слава.
- «Меропа» без любви трону́ла всех сердца,
- Умножив в славу плеск преславного творца:
- Творец ея нашел богатство Геликона.
- «Альзира», наконец,— Вольтерова корона.
- Каков в трагедии Расин был и Вольтер,
- Таков в комедиях искусный Молиер.
- Как славят, например, тех «Федра» и «Меропа»,
- Не меньше и творец прославлен «Мизантропа».
- Мольеров «Лицемер», я чаю, не падет
- В трех первых действиях, доколь пребудет свет.
- «Женатый философ», «Тщеславный» воссияли
- И честь Детушеву в бессмертие вписали.
- Для знающих людей ты игрищ не пиши:
- Смешить без разума — дар подлыя души.
- Не представляй того, что мне на миг приятно,
- Но чтоб то действие мне долго было внятно.
- Свойство комедии — издевкой править нрав;
- Смешить и пользовать — прямой ея устав.
- Представь бездушного подьячего в приказе,
- Судью, что не поймет, что писано в указе.
- Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,
- Что целый мыслит век о красоте волос,
- Который родился, как мнит он, для амуру,
- Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.
- Представь латынщика на диспуте его,
- Который не соврет без «ерго» ничего.
- Представь мне гордого, раздута, как лягушку,
- Скупого, что готов в удавку за полушку.
- Представь картежника, который, снявши крест,
- Кричит из-за руки, с фигурой сидя: «Рест!»
- О таинственник муз! уставов их податель!
- Разборщик стихотворств и тщательный писатель,
- Который Франции муз жертвенник открыл
- И в чистом слоге сам примером ей служил!
- Скажи мне, Боало, свои в сатирах правы,
- Которыми в стихах ты чистил грубы нравы!
- В сатирах должны мы пороки охуждать,
- Безумство пышное в смешное превращать,
- Страстям и дуростям, играючи, ругаться,
- Чтоб та игра могла на мысли оставаться
- И чтобы в страстные сердца она втекла:
- Сие нам зеркало сто раз нужней стекла.
- Тщеславный лицемер святым себя являет
- И в мысли ближнему погибель соплетает.
- Льстец кажется, что он всея вселенной друг,
- И отрыгает яд во знак своих услуг.
- Набитый ябедой прехищный душевредник
- Старается, чтоб был у всех людей наследник,
- И, что противу прав, заграбив, получит,
- С неправедным судьей на части то делит.
- Богатый бедного невинно угнетает
- И совесть из судей мешками выгоняет,
- Которы, богатясь, страх божий позабыв,
- Пекутся лишь о том, чтоб правый суд стал крив.
- Богатый в их суде не зрит ни в чем препятства:
- Наука, честность, ум, по их,— среди богатства.
- Охотник до вестей, коль нечего сказать,
- Бежит с двора на двор и мыслит, что солгать.
- Трус, пьян напившися, возносится отвагой
- И за робятами гоняется со шпагой.
- Такое что-нибудь представь, сатирик, нам.
- Рассмотрим свойство мы и силу эпиграмм:
- Они тогда живут красой своей богаты,
- Когда сочинены остры и узловаты;
- Быть должны коротки, и сила их вся в том,
- Чтоб нечто вымолвить с издевкою о ком.
- Склад басен должен быть шутлив, но благороден,
- И низкий в оном дух к простым словам пригоден,
- Как то де Лафонтен разумно показал
- И басенным стихом преславен в свете стал,
- Наполнил с головы до ног все притчи шуткой
- И, сказки пев, играл всё тою же погудкой.
- Быть кажется, что стих по воле он вертел,
- И мнится, что, писав, ни разу не вспотел;
- Парнасски девушки пером его водили
- И в простоте речей искусство погрузили.
- Еще есть склад смешных героических поэм,
- И нечто помянуть хочу я и о нем:
- Он в подлу женщину Дидону превращает
- Или нам бурлака Энеем представляет,
- Являя рыцарьми буянов, забияк.
- Итак, таких поэм шутливых склад двояк:
- В одном богатырей ведет отвага в драку,
- Парис Фетидину дал сыну перебяку.
- Гектóр не на войну идет — в кулачный бой,
- Не воинов — бойцов ведет на брань с собой.
- Зевес не молнию, не гром с небес бросает,
- Он из кремня огонь железом высекает,
- Не жителей земных им хочет устрашить,
- На что-то хочет он лучинку засветить.
- Стихи, владеющи высокими делами,
- В сем складе пишутся пренизкими словами.
- В другом таких поэм искусному творцу
- Велит перо давать дух рыцарский борцу.
- Поссорился буян,— не подлая то ссора,
- Но гонит Ахиллес прехраброго Гектора.
- Замаранный кузнец в сем складе есть Вулькан,
- А лужа от дождя не лужа — океан.
- Робенка баба бьет — то гневная Юнона.
- Плетень вокруг гумна — то стены Илиона.
- В сем складе надобно, чтоб муза подала
- Высокие слова на низкие дела.
- В эпистолы творцы те речи избирают,
- Какие свойственны тому, что составляют,
- И самая в стихах сих главна красота,
- Чтоб был порядок в них и в слоге чистота.
- Сонет, рондо, баллад — игранье стихотворно,
- Но должно в них играть разумно и проворно.
- В сонете требуют, чтоб очень чист был склад.
- Рондо — безделица, таков же и баллад,
- Но пусть их пишет тот, кому они угодны,
- Хороши вымыслы и тамо благородны,
- Состав их хитрая в безделках суета:
- Мне стихотворная приятна простота.
- О песнях нечто мне осталося представить,
- Хоть песнописцев тех никак нельзя исправить,
- Которые, что стих, не знают, и хотят
- Нечаянно попасть на сладкий песен лад.
- Нечаянно стихи из разума не льются,
- И мысли ясные невежам не даются.
- Коль строки с рифмами — стихами то зовут.
- Стихи по правилам премудрых муз плывут.
- Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
- Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
- Чтоб ум в нем был сокрыт и говорила страсть;
- Не он над ним большой — имеет сердце власть.
- Не делай из богинь красавице примера
- И в страсти не вспевай: «Прости, моя Венера,
- Хоть всех собрать богинь, тебя прекрасней нет»,
- Скажи, прощаяся: «Прости теперь, мой свет!
- Не будет дня, чтоб я, не зря очей любезных,
- Не источал из глаз своих потоков слезных.
- Места, свидетели минувших сладких дней,
- Их станут вображать на памяти моей.
- Уж начали меня терзати мысли люты,
- И окончалися приятные минуты.
- Прости в последний раз и помни, как любил».
- Кудряво в горести никто не говорил:
- Когда с возлюбленной любовник расстается,
- Тогда Венера в мысль ему не попадется.
- Ни ударения прямого нет в словах,
- Ни сопряжения малейшего в речах,
- Ни рифм порядочных, ни меры стоп пристойной
- Нет в песне скаредной при мысли недостойной.
- Но что я говорю: при мысли? Да в такой
- Изрядной песенке нет мысли никакой:
- Пустая речь, конец не виден, ни начало;
- Писцы в них бредят всё, что в разум ни попало.
- О чудные творцы, престаньте вздор сплетать!
- Нет славы никакой несмысленно писать.
- Во окончании еще напоминаю
- О разности стихов и речи повторяю:
- Коль хочешь петь стихи, помысли ты сперва,
- К чему твоя, творец, способна голова.
- Не то пой, что тебе противу сил угодно,
- Оставь то для других: пой то, тебе что сродно,
- Когда не льстит тебе всегдашний града шум
- И ненавидит твой лукавства светска ум,
- Приятна жизнь в местах, где к услажденью взора
- И обоняния ликует красна Флора,
- Где чистые струи по камышкам бегут
- И птички сладостно Аврорин всход поют,
- Одною щедрою довольствуясь природой,
- И насыщаются дражайшею свободой.
- Пускай на верх горы взойдет твоя нога
- И око кинет взор в зеленые луга,
- На реки, озерá, в кустарники, в дубровы:
- Вот мысли там тебе по склонности готовы.
- Когда ты мягкосерд и жалостлив рожден
- И ежели притом любовью побежден,
- Пиши элегии, вспевай любовны узы
- Плачевным голосом стенящей де ла Сюзы.
- Когда ты рвешься, зря на свете тьму страстей,
- Ступай за Боалом и исправляй людей.
- Смеешься ль, страсти зря, представь мне их примером
- И, представляя их, ступай за Молиером.
- Когда имеешь ты дух гордый, ум летущ
- И вдруг из мысли в мысль стремительно бегущ,
- Оставь идиллию, элегию, сатиру
- И драмы для других: возьми гремящу лиру
- И с пышным Пиндаром взлетай до небеси,
- Иль с Ломоносовым глас громкий вознеси:
- Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен;
- А ты, Штивелиус, лишь только врать способен.
- Имея важну мысль, великолепный дух,
- Пронзай вои́нскою трубой вселенной слух:
- Пой Ахиллесов гнев иль, двигнут русской славой,
- Воспой Великого Петра мне под Полтавой.
- Чувствительней всего трагедия сердцам,
- И таковым она вручается творцам,
- Которых может мысль входить в чужие страсти
- И сердце чувствовать других беды, напасти.
- Виргилий брани пел, Овидий воздыхал,
- Гораций громкий глас при лире испускал
- Или, из высоты сходя, страстям ругался,
- В которых римлянин безумно упражнялся.
- Хоть разный взяли путь, однако посмотри,
- Что, сладко пев, они прославились все три.
- Всё хвально: драма ли, эклога или ода —
- Слагай, к чему тебя влечет твоя природа;
- Лишь просвещение писатель дай уму:
- Прекрасный наш язык способен ко всему.